Один мой знакомый, состоятельный человек, успешный по нынешним меркам, считает: бедные всегда ими и останутся. Какие бы умные книги «о том, как разбогатеть» они ни читали, какие бы ни посещали семинары на эту тему. Они даже могут начать делать что-то для увеличения материального благополучия. Вполне могут разбогатеть, но в итоге вернутся на прежний уровень нужды.
Можно возразить, что есть примеры, противоположные утверждению. Конечно, есть. Но эти люди, в первую очередь, изменили свою «природу». Малая часть из огромной массы желающих, они являются не столько подтверждением возможности, сколько приятным исключением из правила. В чем же здесь дело?
Лень, упертость, нежелание меняться, всезнайство, склонность негативно мыслить, отсутствие плана развития — отличие большинства нуждающихся людей, и не только материально. И страхи, страхи…
Бесконечные страхи ошибиться, сделать что-то не так. Страхи общаться, учиться взаимодействовать с другими, делать новые шаги, открываться новому. Глупейший страх «что обо мне подумают другие» создает для большого количества людей подобие паранойи. Так и хочется им крикнуть: «Вы живете для других?»
Устройство
Многие лучше будут упорствовать в своем «протухшем» мнении, чем дадут себе возможность не то чтобы подумать, а просто произвести действие, которое предлагает достигший результата. Мало они целеустремлены, готовы терпеть, учиться и меняться. То есть всё дело в «составе» человека, в его мизадже (жизненной силе). Поступки человек совершает ровно соответствующие его «составу». Можно сказать, человек — это набор автоматических реакций. Наиболее ярко они проявляются в нештатных ситуациях. Когда человек читает книгу, посещает «семинар опасности», провокации ему нет. Даже специально созданные «рабочие» ситуации на тренинге воспринимаются им как игра. В реальности, если задевается самость человека, его территория безопасности, когда человек начинает сильно волноваться, программы «состава» включаются и приводят к следствию соответствия «составу» человека.
Делать ставку в таком случае на свою способность мыслить не всегда здраво. В суфийском обучении в период отделения «сути» человека от его приобретенных автоматических реакций роль его «головы» в обучении выполняет Наставник. Конечно, в том направлении, в котором он развивает ученика. Также функцию развития человека могут выполнять поставленные цели. Лучшим наставником в этом случае человеку будет дисциплина в движении к целям.
Еще одно качество, способное изменить человека к лучшему, — это терпение.
Поначалу, идя с помощью терпения к новому восприятию, человек проходит внутреннюю пустыню, когда нового понимания еще нет, а старое уже его отпустило. Человек вполне может испытывать на этом этапе страхи и неуверенность. Его нафс начинает требовать вернуться человеку в зону безопасности, то есть к старому образу жизни, привычкам, и испытывает искушения ума выйти из нее. В период этого испытания человеку надо пропитать свой мозг желанием достичь цели. Ярко и красочно описывать себе, как хорошо будет, когда осуществится цель. Это меняет прежний «состав» человека на новый. Человек благодаря новой доминанте начинает внутренне трансформироваться, и внутренние мотивы к возвращению прежнего образа жизни пропадают.
Можно привести пример. Наркологи, работая с алкоголиками или наркоманами, знают: очистить кровь человека, снять мучения от отсутствия алкоголя или наркотиков недостаточно. Больному человеку важно поменять образ жизни, тогда меньше становится вероятность к возврату в заболевание. А употребление алкоголя и наркотиков можно считать психическим заболеванием. Изменить привычку человека быть больным — самое сложное.
С точки зрения Мастеров Школы Традиции, привычки человека зависят от его внутреннего «состава». Поменяв «состав», человек меняет и привычки.
Следующим качеством, необходимым на пути, является доверие. Доверие метода аль-Бистами (Байязид) — «нырок вперед головой в пропасть». Умом понять предложенную информацию невозможно, поскольку понимание осуществляется функцией, которая приводит человека к автоматизму. Необходимо, раз поверив, начать путь и дальше не оглядываться. Использовать же «доверие» в настоящем времени — значит, сегодня «все получается» и «мне нравится», значит, я доверяю, завтра же начинаются сложности: «мне не нравится» — не доверяю. Налицо постоянная оценка, а оценка — это тоже инструмент функции, делающей мышление человека автоматическим.
Третьим условием, обратно «соединяющим» человека с его сознанием, является практика развития чувствительности сердца. У сердца есть функция чувствовать Путь. Когда это чувство становится достаточно сильным, приемы «разделения» становятся неактуальными.
Большинство людей хотят достижения, не изменив «состава». В таком случае тот, кто говорит «бедный всегда будет бедным», прав.