Джон Ди — выдающийся английский алхимик и маг
Джон Ди — выдающийся английский алхимик и маг, оставивший значительный след не только в английском, но и в мировом оккультизме, оказавший влияние на западную алхимию не столько своими опытами, сколько мировоззрением и взглядами на магию в целом.
Джон Ди родился 13 июля в 1527 году в семье чиновника, служившего при дворе короля Генриха VIII. В пятнадцать лет он поступил в колледж Святого Иоанна при Кембриджском университете. Там он начал заниматься математикой, которая впоследствии оказала на него огромное влияние и легла в основу мировоззрения.
В 1548 году он получает степень магистра-гуманитария и, начав работать в университете Лувэна в Бельгии, читает лекции по математике, а в 1550 году приезжает в Париж с лекциями о Евклиде. Там он знакомится со многими известными людьми Европы, которые предлагают ему свое покровительство, но честолюбивый и патриотичный Ди все равно возвращается в Англию, где его представляют юному королю Эдуарду VI, который проникся к Джону Ди такой симпатией, что обеспечил того пожизненным денежным содержанием. Но чтобы не прослыть нахлебником, Ди поступает на службу к герцогу Нортамберлендскому в качестве наставника и учителя его детей.
К сожалению, из-за политических распрей того времени Джон Ди очень скоро оказался в опасном положении и в итоге был арестован по обвинению в измене и поклонении дьяволу. Доводы, выдвигаемые его противниками, были один нелепее другого, но, к несчастью, за врагами Ди стояла высокая власть. Джону Ди в течение трех месяцев пришлось давать показания в различных судебных инстанциях и даже в Звездной палате, а также лондонскому епископу, которого Ди настолько покорил своей искренностью, красноречием и интеллектом, что не просто был отпущен, но и остался с ним в прекрасных дружеских отношениях.
В 1558 году Ди опубликовал свою первую книгу Ргорае-deumata Aphoristica, состоящую главным образом из его афоризмов, в которые он облек свое представление о магии, космологии и астрологии.
В ту пору королевой стала Елизавета I, которая хоть и относилась к Джону Ди лояльно (даже несколько раз обращалась к нему за помощью как к алхимику), тем не менее, особого расположения не оказывала и часто просто не платила Ди за услуги «придворного мага». Но это все равно не остановило его занятий оккультной наукой. Являясь увлеченным библиофилом, Ди собрал в своем доме в Мортлейке, в Оксфордшире огромную библиотеку, лучшую в тот период в Англии как по количеству книг, так и по содержанию. В нее вошли труды по всем наукам, герметической философии, алхимии, все трактаты его предшественников Раймонда Луллия и Альберта Великого и другие. Естественно, в ней присутствовали и настолько редкие манускрипты, трактаты и книги, которые уже тогда слыли легендарными раритетами. Для этого Ди в течение трех лет (с 1562-го по 1565 год) путешествовал по всей континентальной Европе.
Все это время Джон Ди активно интересуется магией и алхимией, посвящая им практически все свое время. В результате своих оккультных увлечений он выпускает несколько книг, среди которых знаменитый алхимический трактат Monas Hieroglyphica («Иероглифическая монада»), содержащий много рекомендаций в области как самой алхимии, так и каббалы.
Следует особо отметить, что, будучи разносторонним человеком, Джон Ди проявлял интерес и к другим наукам. Например, он опубликовал трактат по навигации, ставший в тот период стандартным учебником для британских моряков.
В 1582 году Джон Ди знакомится с Эдвардом Келли, еще одним известным алхимиком и знатоком церемониальной магии. Вместе они начинают проводить оккультные эксперименты. Их сотрудничество привело к возникновению популярной в оккультных кругах системы «Енохиевой магии».
В 1603 году после смерти Елизаветы I на престол взошел Джеймс I, ярый противник мистики. Поэтому отношение к Джону Ди резко изменилось в худшую сторону. Кроме того, через год от чумы скончалась супруга Джона, после чего последовал еще целый ряд жизненных неудач, в результате которых Ди чуть было не оказался нищим. Его спасала только постепенная распродажа собственной библиотеки. Деньги, полученные за редкие книги, он тратил не только на жизнь, но и проводил на них эксперименты в области магии и алхимии, которая интересовала его не столько как средство получить золото, сколько как способ найти философский камень. В алхимии Ди, прежде всего, видел глубоко символичную систему постижения божественного посредством получения различного рода откровений. Именно поэтому разработанная им совместно с Келли «Енохиева магия» опиралась прежде всего на астральную связь с ангелами и духами, на получение от них эзотерической информации.
Умер Джон Ди в 1608 году.