Некоторые алхимики по данному поводу говорили так: «Великое Деяние — это есть не что иное, как попытка стать богом».
Алхимики утверждали, что в первых главах Бытия содержатся все тайны Великого Деяния. Поэтому большинство адептов старались все алхимические процессы разделять на семь этапов, что соответствовало семи дням творения. Кроме того, число семь в оккультизме является самым загадочным — это и семь нот, семь дней лунной фазы, семь основных планет астрологии (считалось, что влияние каждой планеты порождает в недрах земли соответствующий ей металл), семь цветов радуги и так далее.
Так что не мудрено, что Великое Деяние также должно состоять из семи ступеней восхождения к совершенству . Первая ступень символизировала смерть мирского, то есть отрешение от прошлой жизни и смещение интересов из сугубо материальной сферы в план духовный. Второй этап олицетворял избавление от праха, отделение истины от бренного. Третий этап — очищение оставшихся элементов от «скорлупы». Четвертый этап — продолжение очищения на более тонком уровне и разделение противоположных друг другу начал для их тщательной и отдельной проработки. На пятом этапе происходил обратный процесс: разделенные элементы, которые прошли очистку, снова объединялись в единое целое. Шестой этап — окончательное слияние, нередко сопровождаемое страданиями и мучениями в результате испытаний. И, наконец, седьмой этап олицетворял затвердение и представлял собой окончательный результат алхимической трансформации.
Безусловно, встречались и иные указания о количестве этапов Великого Деяния. Одно время их выделяли четыре, соотнося с четырьмя первоэлементами и с нумерологическим значением данной цифры, указывающей на управление формой (основой) и структурой всех вещей. Каждому из четырех этапов соответствовал свой цвет (черный, белый, красный и желтый), который последовательно принимает материал в алхимическом сосуде. Этим цветам соответствовала своя символика и определенная алхимическая операция.
Впоследствии количество этапов было сокращено до трех, особенно в период сильного влияния христианства. В этой «троице» отразился символизм ртути, примиряющей между собой серу и соль.
Великое деяние в алхимии. Интересно о магии и колдовстве.
Встречалось деление Великого Деяния и на двенадцать ступеней, что соответствовало двенадцати знакам зодиака, двенадцати апостолам, двенадцати месяцам и так далее. Число двенадцать олицетворяло период, за который природа переходит от рождения и роста к распаду, смерти и новому рождению.
Иногда в алхимических трактатах, чтобы проиллюстрировать деление на этапы, Великое Деяние изображали в виде древа, подобного каббалистическому Древу Жизни (Древо Сефирот). Ствол и ветви алхимического древа соответственно символизировали последовательные этапы Великого Деяния. Ветви выступали своего рода перекладинами лестницы, ведущей на небо.
Другим, не менее распространенным символом Великого Деяния был дракон или змея, кусающая собственный хвост и украшенная греческим девизом en to pan, что означает — «все суть единое». Так иногда называли философский камень, ибо он и являлся основной целью Великого Деяния.
По поводу начала Великого Деяния мнения алхимиков расходятся. Одни считали, что начать нужно с «лунной слюны и семени звезд», другие рекомендовали начинать работать с купоросом и так далее. При этом часто под названиями того или иного объекта понимались совершенно разные вещи. Так, например, тот же купорос с помощью определенных шифров разворачивался во фразу «посети недра земли и, очистившись, ты найдешь сокровенный камень», что, естественно, имело еще более глубокий и аллегорический смысл, доступный только избранным.
Были и такие адепты, которые даже рекомендовали начинать с малой толики золота, добавляя его в различные алхимические процессы.
Но какие бы рецепты начала не приводились, в большинстве случаев оказывалось, что начинать Великое Деяние необходимо с самого алхимика, с собственного совершенствования. Сам алхимик является одновременно и сосудом Великого Деяния, и материалом, заключенным в этом сосуде. Это также не противоречит еще одному широко распространенному совету для алхимиков — начинать нужно с бесполезного вещества, встречающегося повсеместно, то есть с человека, а именно с его грубой, животной природы. В этом плане один из алхимиков говорил, что Великое Деяние начинается со жгучего недовольства собой и своей жизнью, со страстной мечты о высшем и божественном.
В рамках Великого Деяния металлы рассматривались в своеобразной иерархии, в соответствии со степенью их совершенства, начиная со свинца и заканчивая, естественно, золотом.
Добавить комментарий