Говорят, одним из первых способов познания себя в суфийской практике были движения, которые называются «Адам». В Традиции Адама называют первым пророком человечества. Получается, самый первый человек уже стремился познать себя и был наделен мудростью. Движения этого самого первого способа познания себя, понимания своей природы, можно встретить в каждой исторической Традиции. Может быть, в этом есть доказательство, что корень у всех Традиций один.
Упражнение «Адам» имеет красивое объяснение:
А — поза прямого стояния — означает положение «Я есмь», и словами ее можно выразить так: «Господи, я стою перед Тобой таким, какой я есть, со всеми своими недостатками и прегрешениями…»;
Д — поза подчинения или приятия: «…я понимаю свое несовершенство и склоняюсь перед волей Твоей и судом…»;
А — снова принимаем положение целостности «Я есмь»: «Ноя стремлюсь к Тебе, я стремлюсь стать лучше…»;
М, заключительное движение — поза на коленях, лицом ниц: «…и я помню о том, что пришел из земли и уйду обратно в землю».
Упражнение «Адам» — это своего рода остановка, задержка мгновения для того, чтобы вспомнить себя. Услышать себя, самого себя спросить и самому себе ответить — все ли я делаю правильно, туда ли я иду.
Упражнение «Адам»
Суфийский мастер Джелал ад-дин Руми говорил, что основной враг человека — это гордыня, которая не позволяет правильно оценить себя и ситуацию. Очень часто это приводит к непоправимым бедам. Человек теряет трезвое понимание себя и других, начинает переоценивать себя, повышается его эгоцентричность.
Современная наука утверждает, что большинство заболеваний носят психосоматический характер. При этом знании снять внутренний конфликт у человека, чья нервная система постоянно в напряжении, становится жизненно важным. И остается только удивляться тому, каким образом в древности люди это узнали, без всех современных аппаратов и нововведений.
Раньше люди получали знания от пророков и людей видящих. Получается, их знания были не только плодом буйной фантазии, раз потдверждаются сегодня научным путем.
Техника, выполнения упражнения «Адам». Встаньте прямо. Внутренне сосредоточьтесь на самом себе. Можно произнести про себя текст, соответствующий этому состоянию. После этого наклонитесь вперед, ладони положите на колени. Пробудьте несколько секунд в этом положении.
Снова выпрямитесь и сосредоточьтесь на своем стремлении стать лучше. Вспомните обо всем, что есть в вас хорошего. Не просто вспомните, а дайте себе почувствовать свои положительные качества.
После этого опуститесь на колени и совершите поклон до земли. Опустите голову на уровень ног. Создайте внутреннее состояние приятия и полного доверия. В этой позиции пребывайте 6-7 секунд.
Упражнение «Адам» можно выполнять в комплексе, но можно делать и по потребности души. Когда вы огорчены, вас расстроили — не поленитесь, сделайте это упражнение — и вы увидите, как быстро вернется к вам радостное расположение духа.
Это упражнение полезно выполнять при бессоннице, болях в пояснице, смещенных межпозвоночных дисках. На людей, страдающих приступами мигрени, упражнение «Адам» окажет благотворный терапевтический эффект за счет свободного прилива крови к голове. Несмотря на видимую простоту исполнения, это упражнение тонизирует все функции и органы тела, в особенности сердце и кровеносную систему, благотворно влияет на мышцы и суставы.
Поза всегда направляет движение мысли. По позе человека можно понять, злится он или радуется. Человек уверенный от сомневающегося отличается прежде всего осанкой. Много практик основывается на знании того, что, контролируя осанку, можно достигнуть изменений в своем характере, а значит, и изменить биохимические процессы в теле в определенном направлении.
Понаблюдайте сами за осанкой здоровых, уверенных людей и отметьте, как она отличается от осанки людей больных и неуверенных. Вспомните слова Руми: «Тело подобно письму… если не достойно письмо взора Царя, вашего взора, сотри письмо и напиши новое…»
Каждое положение тела — это буква. Движение тела — уже письмо.
Название суфийской школы Накшбандийя имеет корнем слово накш — «узор», «чеканка». «Я есть узор (накш) на перстне Всевышнего», — говорил Омар Хайям. Мастера школы зовутся мастерами по узору. В этом названии заключен смысл практики школы. При создании определенного узора создается и жизнь под этот узор. Выполнение упражнений, внутренняя практика — все это создает узор, который необходим для достижения целей. Научитесь относиться к себе с вниманием. Вклад в себя, в работу над собой, пожалуй, есть самый ценный вклад в этом мире. Вспомните русскую народную пословицу: «Что посеешь, то и пожнешь». Создавая искусственно роль здорового человека, постепенно станешь им. Потворствуя болезням и несчастьям, будешь их слугой.
Хозяин и слуга
Хозяин большого красивого дома собрал всех слуг, работавших в доме, и сказал: «Я уезжаю, а вы, мои слуги, следите за порядком в доме». Слуги были вышколенные, преданные хозяину и исполнительные. После отъезда хозяина чистота и порядок в доме поддерживались идеально.
Прошло время. Слуги сменились. Новой прислуге, пришедшей заменять их, они сказали: «У этого дома есть хозяин, хотя вы его не видели. Мы всего лишь слуги в нем, помните об этом».
Новая прислуга стала выполнять возложенные на нее обязанности, хотя и нес таким рвением и почтением. Ведь волю хозяина они не знали, они только слышали о ней. Прошло время, хозяин все отсутствовал. Только иногда от него приходили письма с пожеланиями. Прежней прислуге пожеланий было достаточно. Хозяин не оскорблял их жесткими указаниями. Новая прислуга не была знакома с хозяином, поэтому что-то она выполняла, а что-то нет.
Пришла пора и этой прислуге смениться на другую. Получая инструкции и услышав о каком-то хозяине, новые люди задали вопрос: «А вы видели этого хозяина?» — «Нет, — ответила сменяющаяся прислуга, — судя по письмам, он большой чудак. Некоторые поговаривают, что и письма пишет не он. Есть и такие, которые считают, что у этого дома вообще нет хозяина».
Новая прислуга приступила к своим обязанностям странным образом. Кухня посчитала, что готовить должна другая прислуга, дворецкие стали утверждать, что дверь дома должны открывать горничные. В доме начался кавардак. Слуги решили выбрать себе вожака и установить свой закон. Неважно, кого они выбрали и кто из них стал старшим.
Когда вернулся настоящий хозяин, его просто выставили за дверь. Рассказывают, хозяину пришлось очень постараться в восстановлении своих истинных прав.
В этой притче говорится о том, что когда воля и самоконтроль человека ослабевают, его слуги — привычки и желания — начинают брать над ним верх и становятся управителями дома (тела), что приводит к полному хаосу (болезням, дискомфорту). Чем дольше человек потворствует этому процессу (пишет письма), тем вольготнее чувствуют себя в доме слуги. Вполне может наступить момент, когда хозяевами в теле будут болезни и разного рода эмоции, а истинного хозяина (волю) они даже на порог не пустят. И придется очень потрудиться, чтобы снова взять под контроль свое тело.
Добавить комментарий